Сноски
1. Мулла Хусейн-и Бушруи.
2. Годовщина рождения Баба отмечается на следующий день после появления восьмого новолуния в год Бахаи, который проходит в период с середины октября по середину ноября; Его возвещение 23 или 24 мая; и Его мученическая смерть 9 или 10 июля.
3. Arnold Toynbee,
A Study of History, vol. 8 (London: Oxford, 1954). 117.
4. Shoghi Effendi,
The World Order of Bahá’u’lláh: Selected Letters, 2d rev ed (Wilmette: Bahá’í Publishing Trust, 1974), 123–24.
5. Я обязана этим интересным предложением доктору Хоссейну Данешу.
6. Shoghi Effendi,
God Passes By (1944; reprint, Wilmette: Bahá’í Publishing Trust, 1974), 56, and
The Bahá’í World, vol. 9, 1940–1944 (1945; reprint, Wilmette: Bahá’í Publishing Trust, 1981), 588.
7. Постоянное использование термина «Баби» в нападках иранских мусульман на веру Бахаи на протяжении многих лет, как правило, является отражением духа враждебности, разжигаемого его первоначальными духовными противниками 19 века.
8. Percy Bysshe Shelley,
Prometheus Unbound, bk. 4, ll. 569–78.
9. Ralph Waldo Emerson, “The Divinity School Address,”
Selections from Ralph Waldo Emerson, S.E. Wricher, ed. (Boston: Houghton Mifflin, 1960), 115–16.
10. Alfred, Lord Tennyson,
Idylls of the King: The Passing of Arthur, ll. 408–10
11. Мухаммад-и Заранди (Набиль Азам), Вестники рассвета: Повествование Набиля о ранних днях Откровения Бахаи, в переводе с персидского Шоги Эфенди.
12. Баб, вместе с молодым последователем, был подвешен веревками к стене двора в крепости в Тебризе, и армянскому христианскому полку, командир которого выразил большое беспокойство по поводу назначения, было приказано открыть огонь по заключенным. Когда дым от 750 ружей рассеялся, практически светопреставление началось в толпе зрителей, теснящихся на крышах и возле стен. Спутник Баба, невредимый, стоял у стены, а сам Баб исчез из поля зрения. Все залпы лишь разорвали веревки. Баб вернулся в комнату, в которой Он содержался, чтобы давать указания Своему секретарю, которые были прерваны Его тюремщиками.
Армянский полк немедленно покинул крепость, отказавшись от дальнейшего участия. Нужен был только жест ободрения Баба для толпы, теперь находившейся в состоянии крайнего волнения, вызванного тем, что они считали «чудом», чтобы избавить Его от Его похитителей. Когда Он не воспользовался этой возможностью, власти в конце концов пришли в себя и вызвали полк мусульманских солдат, которые выполнили задуманную казнь. Несмотря на драматический характер, этот инцидент не был единичным событием в пастырстве Баба. Четыре года до этого богатый и могущественный губернатор Исфахана Манучир-хан, который был хозяином и пламенным поклонником Баба, предложил отправиться в столицу со своей армией и побудить слабого правителя Персии Мухаммад-шаха встретиться с Бабом и выслушать Его послание. Это предложение было вежливо отклонено, и последующая смерть Манучир-хана привела непосредственно к аресту и тюремному заключению и казни Баба.
13. Эрнест Ренан, Les Aptres, в переводе с французского Уильяма Г. Хатчисона (London: Watts & Co., 1905), 134. «Ради него тысячи мучеников стекались к месту своей смерти. Не имеющим аналогов в мировой истории день был день великой резни в баби в Тегеране. «В этот день можно было увидеть на улицах и базарах Тегерана, — говорит рассказчик, который не понаслышке знает, что это зрелище, кажется, население не сможет забыть... Женщины и дети двигались вперед, воспевая стих, в котором говорится: “Поистине, мы пришли от Бога, и к нему мы возвращаемся”». Рассказчик, который здесь упоминается — Ж.А де Гобино, 3d ed.,
Les Religions et les Philosophies dan l’Asie Centrale (Paris: Ernest Leroux, 1900), 304 et seq..
14. Вестники рассвета, 65.
15. E.G. Browne, introduction to Myron H. Phelps,
Life and Teachings of Abbas Effendi, 2d rev ed (New York; London: G.P. Putname’s Sons: The Knickerbocker Press, 1912), xvi.
16. Баб, Избранное из Писаний.
17. Вестники рассвета.
18. Иоанн 1:1-10, Авторизованная версия. (Король Джеймс)
19. Bahá’u’lláh,
The Call of the Divine Beloved (Haifa: Bahá’í World Centre, 219), 88–89. Во время первоначальной публикации этой статьи был использован более ранний перевод книги
Четыре долины. Эта статья была обновлена, чтобы отразить новый авторизованный перевод работы.
20. E.G. Browne, Introduction to
A Traveler’s Narrative: Written to Illustrate the Episode of the Báb, by ‘Abdu’l-Bahá. Trans. E.G. Browne (New York: Bahá’í Publishing Committee, 1930), viii.
21. E.G. Browne, “Bábíism,”
Religious Systems of the World, 3d ed (London: Swan Sonnenschein & Co. and New York: MacMillan & Co., 1892), 352–53.
22. Объективность Брауна, кажется, была также затуманена его надеждой, что баби сфокусируют свою энергию на политической реформе самой Персии. Критикуя то, что он видел как отвлечение Бахауллой энергии бахаи от внутренней политики к делу мирового единства, он жаловался, что «…только сейчас Персии нужны лишь люди, которые любят свою страну превыше всего». English introduction to the Nuqtatu’l-Káf, cited in H.M. Balyuzi,
Edward Granville Browne and the Bahá’í Faith (London: George Ronald, 1970), 88.
23.
The Bahá’í World, vol. 9, 1940–44 (Wilmette: Bahá’í Publishing Trust, 1945), 584–85.
24. Избранное из Писаний Баба.
25. Там же.
26. Избранное из Писаний Баба.
27. Persian Bayán, unpublished manuscript. References to units and chapters 7.1; 5.7; 4.1; and 7.11.
28. Крупицы из Писаний Бахауллы.
29. Там же.
30. Эта задача остро встала перед ведущими последователями Баба на встрече, состоявшейся в небольшой деревушке Бедешт в 1848 году. Интересно, что личность, которая взяла на себя ведущую роль в реализации масштабных духовных и интеллектуальных изменений, приведенных в движение Баб, — это женщина, одаренная поэтесса Тахира, которая позже также была предана мученической смерти за свои убеждения.
31. «Наисвятая книга», хартия Бахауллы для новой мировой цивилизации, написанная на арабском языке в 1873 году.
32. В Китаб-и-Агдас Бахаулла официально отменяет священную войну как аспект религиозной жизни. Смотрите Уилльям С. Хэтчер и Дж. Дуглас Мартин, Вера Бахаи: Новая мировая религия.
33. Избранное из Писаний Баба.
34. Избранное из Писаний Баба.
35. Бахаулла, Китаб-и-Агдас, абз. 88.
36. Бахаулла, Скрижали Бахауллы, явленные после Китаб-и-Агдас.
37. Вестники рассвета.