Административный порядок бахаи
Готовимся к выборам бахаи
Продолжаем размышление о выборах и роли Местных Духовных Собраний
В послании Всемирного Дома Справедливости от 25 марта 2007 г. говорится о том, что, «объединив усилия во всемирном предприятии, ...сегодня верующие повсеместно должны использовать подходящий момент, чтобы уделить повышенное внимание укреплению процесса избрания местных и национальных Собраний. Способ участия в данном процессе всех взрослых членов общины является отличительной чертой Устроения Бахауллы, ибо такое участие священный долг, возлагающий на каждого бахаи как на ответственного гражданина зарождающегося нового мира высокую привилегию избирать целый ряд институтов...» При этом «одно из важнейших назначений процедур и методики выборов бахаи действительно заключается в развитии в каждом верующем духа ответственности. Делая упор на необходимости сохранять полнейшую свободу верующего на выборах, они возлагают на него обязанность быть активным и хорошо осведомленным членом той общины бахаи, в которой он проживает». Полный текст послания о выборах можно прочитать здесь.

Что можно сделать, чтобы стать активным и хорошо осведомленным участником выборов бахаи? По словам Шоги Эффенди, Хранителя веры Бахаи, «для того, чтобы быть способным сделать мудрый выбор во время голосования, ему [избирателю] необходимо

  1. тесно и непрерывно соприкасаться со всей деятельностью, проводимой на местном уровне, будь то работа по обучению Вере, административная деятельность или что-либо иное;
  2. полноценно и живо участвовать в делах как местных, так и национальных комитетов и собраний своей страны.
  3. Только так верующий сможет развить в себе истинную общественную сознательность и обрести истинное чувство ответственности в вопросах, затрагивающих интересы Дела.
  4. Общинная жизнь бахаи, таким образом, подразумевает для каждого стойкого и преданного верующего обязанность стать разумным, хорошо осведомленным и ответственным избирателем, также предоставляя ему возможность возвыситься до такого положения».
В другом месте Шоги Эффенди говорит следующее: «Давайте вспомним Его недвусмысленные и часто повторяемые заверения о том, что каждое Собрание, избранное в той необычайной атмосфере бескорыстия и отрешения, поистине назначено Богом, что его вердикт действительно вдохновленный, что все и
каждый должны безоговорочно и радостно подчиниться его решению».

На какие качества следует обращать внимание и с каким отношением подходить к этому священному долгу? Хранитель дает нам следующий ориентир: «Поэтому... надлежит

  1. без малейшего следа страстей и предубеждений,
  2. независимо от любых соображений материального характера,
  3. принять во внимание имена лишь тех, кто наилучшим образом сочетает необходимые качества —
  4. бесспорную верность,
  5. бескорыстную преданность,
  6. развитой ум,
  7. признанные умения и
  8. зрелый опыт...»
Как советовал Шоги Эффенди, «они должны всецело обратиться к Богу и, очистив свои устремления, освободившись духом и освятив сердце, участвовать в выборах».

Об осуществлении мудрого выбора Дом Справедливости говорит так: «Из тех, кого избиратель считает соответствующими требованиям, которые предъявляются к подобному служению, выбор необходимо делать с должным учетом таких дополнительных факторов, как разнообразие, возрастной и гендерный состав. Избиратель должен осуществить свой выбор после тщательного взвешивания всех факторов на протяжении длительного периода времени, еще до проведения непосредственно голосования».

Как мы видим, для мудрого и осознанного выбора важно также иметь хорошее представление о функция института Веры, в который мы выбираем подходящих верующих: «Лучше ознакомившись с функциями, осуществление которых возложено на избираемый орган, верующий сможет дать адекватную оценку тем, за кого он должен проголосовать».

Таким образом, задачу, которая стоит перед каждым избирателем, участвующим в выборах на местном, региональном и национальном уровне, можно разделить на несколько аспектов:

а) развитие в себе определенных качеств и видов отношения (бескорыстие, отрешение, отказ от предрассудков и т.д.),

б) участие в жизни общины, чтобы «основательно знакомиться друг с другом, обмениваться мнениями, свободно общаться и обсуждать друг с другом требования, предъявляемые к членам Духовного Собрания, и необходимых им качеств, без каких бы то ни было даже косвенных ссылок или привязки к конкретным личностям»,

в) размышление о тех качествах и свойствах, которые необходимы для служения в институтах Веры (зрелый опыт, признанные умения, разнообразие состава и т.д.)

г) обретение хорошего понимания функций институтов Веры.

Что лучше узнать о функциях Местного Духовного Собрания, предлагаем подборку из посланий Дома Справедливости, а также предлагаем поразмышлять над следующим отрывком из послания Верховного Органа от 28 декабря 2010 г.:

Служение в институтах и службах Веры — действительно огромная привилегия, но не та, к которой должен стремиться человек; это обязанность и ответственность, к которой он или она могут быть призваны в любой момент времени. Ясно, конечно, что все те, кто вовлечен в работу администрации бахаи, справедливо считают, что они были удостоены исключительной чести стать частью той структуры, которой суждено служить руслом, по которому струится дух Дела. Однако им не следует воображать, что такое служение дает им право находиться на периферии процесса ученичества, который повсюду набирает силу, и освобождает их от заложенных в нем требований. Им также не следует полагать, что членство в административных органах предоставляет возможность для внедрения собственного понимания того, что записано в Священном Тексте и как должно применяться учение, двигая общину в любом направлении, продиктованном их личными предпочтениями. Ссылаясь на членов Духовных Собраний, Хранитель пишет, что они, «со своей стороны, должны совершенно забыть о том, что им нравится и не нравится, о своих личных интересах и склонностях, и сосредоточиться на средствах, которые поведут к благосостоянию и счастью общины бахаи и будут содействовать общему благу». Институты бахаи уполномочены давать руководство друзьям и оказывать нравственное, духовное и интеллектуальное влияние на жизнь отдельных людей и общин. Однако такие функции должны выполняться с осознанием того, что причастность к институтам бахаи пронизана духом любящего служения. Такое определение, данное понятиям авторитета и влияния, подразумевает жертвенность со стороны тех, кому доверено управлять делами Веры. Разве не говорит нам Абдул-Баха, что «когда кусок железа брошен в кузницу, такие качества железа как черный цвет, холодность и твердость, символизирующие свойства мира человеческого, меркнут и исчезают, в то время как отличительные признаки огня — такие как красный цвет, жар и текучесть, символизирующие добродетели Царствия, — становятся видимыми в нем». И по Его утверждению: «В этом деле, то есть, в служении человечеству, вы должны принести в жертву саму жизнь вашу, и полностью отдав себя — возрадоваться».
Институт Местного Духовного Собрания олицетворяет духовный авторитет и административную способность управлять в духе служения, устранять конфликты и выстраивать единство; избирательный процесс, с помощью которого формируются Собрания, сам по себе — проявление мира, в противоположность неприятию и даже насилию, которые часто сопровождают выборы в широком обществе. Во всех этих измерениях открытой, расширяющейся общины заложено основополагающее признание того факта, что все человечество — дети одного Творца.

Из послания Всемирного Дома Справедливости от 19 января 2018 г.

Администрация Веры на местном уровне, безусловно, тесно связана с развитием Местных Духовных Собраний. Шоги Эффенди описал эти зарождающиеся Дома Справедливости как «главную соединительную ткань общества бахаи, а также важнейшую основу его административной структуры», и он весьма подчеркивает важность их формирования. В 1995 г. мы призвали к восстановлению практики, согласно которой все Местные Собрания, в том числе только что образованные, избирались в первый день Ризвана, а не в любое другое время года. Такое развитие событий было связано с тем фактом, что, хотя верующие из другой местности могли помочь в избирательном процессе, основная ответственность за выборы любого Собрания и поддержание его деятельности лежит на бахаи этого места; многое зависит от их готовности к проведению административной деятельности. В последние годы было отмечено, что чувство самосознания бахаи может постепенно укрепляться в той или иной местности по мере того, как среди людей и семей, живущих там, устанавливается модель деятельности, основанная на принципах учения. Таким образом, к тому времени, когда формирование Местного Собрания становится возможным, община нередко достигает определенного уровня способностей для осуществления усилий по построению общины. По мере приближения этого момента — и его не следует необоснованно откладывать — должны быть предприняты усилия, направленные на взращивание понимания формальных аспектов общинной жизни, связанных с администрацией бахаи. Местное Собрание, которое появляется в такой среде, по всей видимости, будет хорошо осознавать свою ответственность за поощрение и укрепление той деятельности, что помогает поддерживать жизнеспособную общину. Однако ему также необходимо научиться умело выполнять широкий круг других обязанностей, и поддержка, оказываемая ему вашими помощниками и их ассистентами, будет жизненно важной. В нашем послании к вашей Конференции 2010 г. мы описали путь развития такого Собрания и упомянули различные аспекты его функционирования, которым необходимо уделять внимание, в том числе его способность управлять местным фондом и развивать его, и, со временем, поддерживать инициативы социального действия и взаимодействовать с органами местного самоуправления и организациями гражданского общества. Преимущества, которые получает община, где служит такое Собрание, не нуждаются в разъяснении.

Из послания Всемирного Дома Справедливости от 29 декабря 2021 г.

Одно появившееся убедительное озарение заключается в том, что степень признания положения и руководящей роли Местного Собрания в общине зависит от того, насколько глубоко верующие ценят святость избирательного процесса и свою обязанность участвовать в нем в атмосфере, совершенно свободной от намека на моральное давление или отношение к власти, бытующее в мире. По мере того как в общине растет осознание духовных принципов, лежащих в основе выборов бахаи, формируется новое представление о том, чтó означает для человека быть призванным служить в институте Веры, и расширяется понимание того, каким образом человек, община и Местное Собрание с его службами связаны друг с другом. Там, где прилагались систематические усилия для стимулирования разговоров в общине о формировании Местного Собрания и его предназначении, а также для поддержания этих разговоров год за годом, сила избираемого органа и динамизм общинной жизни усиливают друг друга.

Из послания Всемирного Дома Справедливости от 29 декабря 2021 г.

Как вам известно, довольно часто в кластерах сельского типа, состоящих из деревень и, возможно, включающих в себя один или два небольших города, во время разворачивания модели действий, связанной с интенсивной программой роста, усилия друзей нацелены всего лишь на несколько местностей. Однако как только модель установлена, она может быстро распространиться во многих деревнях, как это было описано в послании к Ризвану этого года. На раннем этапе в каждой местности появляется Местное Духовное Собрание, и его постепенное развитие протекает параллельно разворачивающемуся в деревне процессу роста и нераздельно связано с ним. И развитие Местного Духовного Собрания, как и оформление других граней этого процесса, можно лучше всего представить в рамках взращивания его способностей.

То, что должно произойти в самом начале, довольно очевидно: индивидуальное понимание процесса роста, набирающего скорость в деревне, появляющееся в результате личного участия каждого члена в основных видах деятельности, должно перерасти в коллективное сознание, признающее как природу происходящего преобразования, так и обязанность Собрания его продвигать. Вне всякого сомнения, некоторое внимание должно уделяться отдельным простым административным функциям, например, встречам с определенной степенью регулярности, проведению Праздников Девятнадцатого Дня и планированию соблюдения Святых Дней, учреждению местного фонда и организации ежегодных выборов в соответствии с принципами Веры. Однако Местному Собранию не составит труда начать, в дополнение к этим усилиям и при воодушевлении ассистентом члена Вспомогательной Коллегии, совещаться как органу по одному или двум вопросам, имеющим непосредственное отношение к общинной жизни: как укрепляется молитвенный дух в деревне благодаря усилиям тех, кто завершил первый курс последовательности; как учителя, подготовленные институтом, преуспевают в духовном образовании детей; как реализуется потенциал подростков через программу по наделению их духовной силой; как духовная и социальная ткань общины укрепляется по мере того, как друзья посещают дома друг друга. Совещаясь по таким существенным вопросам и учась взращивать процесс роста с любовью и терпением, Собрание постепенно укрепляет свои взаимоотношения с комитетом по обучению Вере на уровне кластера и институтом благодаря общей цели. Но гораздо важнее, чтобы Собрание начало закладывать основание, на котором можно было бы выстроить те уникально душевные и искренне заботливые отношения, описанные возлюбленным Хранителем во многих его посланиях, которые Местные Духовные Собрания должны устанавливать с отдельным верующим.

Очевидно, что обретение навыка совещаться по особым вопросам, касающимся глобального Плана, какое бы критически важное значение оно ни имело, представляет собой лишь одно из измерений процесса взращивания способностей, процесса, в который должны быть вовлечены Местные Духовные Собрания. Его дальнейшее развитие подразумевает приверженность предписанию Абдул-Баха о том, что «обсуждения следует свести к духовным вопросам, относящимся к наставлению душ, обучению детей, помощи бедным, поддержке слабых из всех слоев общества всего мира, доброте ко всем народам, распространению благоуханий Бога и возвышению Его Святого Слова». Чтобы постоянно совершенствоваться, ему нужна непреклонная решимость продвигать важнейшие интересы общины и бдительность, чтобы защищать процесс роста от сил нравственного упадка, которые грозят его остановить. Его непрерывный прогресс требует чувства ответственности, которое выходит за рамки круга друзей и семей, вовлеченных в основные виды деятельности, чтобы охватить все население деревни. И непоколебимая вера в заверение Абдул-Баха о том, что Он примет каждое Духовное Собрание в объятия Своей заботы и защиты, поддерживает его в постепенном обретении им зрелости.

С этим ростом коллективного сознания связана усиливающаяся способность Собрания правильно оценивать и использовать финансовые и иные ресурсы как для поддержания общинной деятельности, так и для выполнения своих административных функций, которые со временем могут включать целесообразное назначение комитетов и обслуживание скромного помещения для деятельности Собрания. Не менее важна его способность создавать благоприятные условия для участия большого количества верующих в объединенных действиях и для того, чтобы, используя свою энергию и таланты, они вносили свой вклад в прогресс. При этом духовное благополучие общины по-прежнему остается для Собрания предметом первостепенной важности. И когда возникают неизбежные проблемы, будь то в отношении какого-либо вида деятельности или среди отдельных лиц, они будут рассмотрены Местным Духовным Собранием, которое настолько завоевало доверие членов общины, что все естественным образом обращаются к нему за помощью. Это означает, что Собрание на своем опыте научилось помогать верующим отказываться от вносящих раскол способов пристрастного мышления, находить семена единства даже в самых запутанных и противоречивых ситуациях и взращивать их постепенно и с любовью, всегда придерживаясь мерила справедливости.

По мере того как численность и способность общины поддерживать свои жизненные силы возрастают, друзья, как мы указали в прошлом, будут больше погружаться в жизнь общества, и перед ними встанет трудная задача по использованию разработанных ими подходов для решения расширяющегося круга вопросов, с которыми сталкивается их деревня. Вопрос о слаженности, столь важный для достигнутого на сегодняшний день роста и столь основополагающий для развивающейся системы действий Плана, теперь обретает новые измерения. Многое ляжет на плечи Духовного Собрания — не как исполнителя проектов, но как голоса нравственного органа управления, — которому необходимо гарантировать, что моральная чистота усилий друзей не подвергается компромиссам, по мере того как они стремятся применять учение Веры для улучшения жизненных условий через деятельность, размышление и совещание.

В нашем послании к Ризвану отражены некоторые характеристики социального действия на уровне общины и требования, которым оно должно соответствовать. В деревне, как правило, все начинается с малых усилий, возможно, с появления групп друзей, каждая из которых занимается выявленной ею особой социальной или экономической проблемой и выполняет простой набор определенных действий. Совещание на Празднике Девятнадцатого Дня предоставляет пространство, где растущее общественное сознание общины может найти свое конструктивное выражение. Каким бы ни был характер деятельности, Местное Собрание должно внимательно отнестись к возможным подводным камням, и, где это необходимо, помочь друзьям миновать их: соблазн чрезмерно амбициозных проектов, которые могут истощить их энергию, и, в конечном счете, оказаться несостоятельными; искушение финансовыми грантами, которые могут неизбежно повлечь за собой отступление от принципов бахаи; обещания обманчиво привлекательных технологий, которые могут лишить деревню ее культурного наследия и привести к раздробленности и разногласиям. В конце концов, сила учебного процесса в деревне и укрепление способностей людей, которые он развивал, позволят друзьям воспользоваться методами и программами, эффективность которых доказана, которые были разработаны той или иной организацией, вдохновленной идеями бахаи, и были внедрены в кластере по предложению и при поддержке нашего Отдела социально-экономического развития. Кроме того, Собрание должно научиться взаимодействовать с местными общественными и политическими структурами, постепенно повышая осознание присутствия Веры и того влияния, которое она оказывает на развитие деревни.

То, что описано в предыдущих абзацах, представляет собой лишь отдельные из качеств, которые Местные Духовные Собрания многих деревень по всему миру постепенно разовьют в своем служении нуждам общин, принимающих в свои объятия все больше людей. Во все возрастающей степени проявляя свои скрытые способности и силы, жители каждой деревни будут смотреть на членов Собраний как на «доверенных Милостивого среди людей». Тогда эти Собрания станут «сияющими светильниками и небесными садами, из коих ароматы святости распространяются по всем землям, и свет знаний изливается на все сотворенное. От них дух жизни течет во всяком направлении».

Из послания Всемирного Дома Справедливости от 28 декабря 2010 г.

Со своей стороны, и в ответ на рост количества людей, посещающих виды деятельности, Местное Собрание укрепляет свою способность осуществлять многочисленные обязанности, которые оно выполняет от имени растущей общины. Оно стремится создать среду, в которой все вдохновляются на то, чтобы вносить вклад в совместное предприятие общины. Оно горит желанием увидеть, как кластерные службы успешно выполняют свои планы, а его полная осведомленность об условиях на своей территории способствует подпитке развития взаимодействующих процессов на местном уровне. Помня об этом, оно сподвигает друзей к искреннему участию в кампаниях и встречах по размышлению и предоставляет материальные ресурсы и другую помощь инициативам и событиям, которые организуются в местности. Собрание также внимательно относится к необходимости чутко пестовать новых верующих, размышляя, когда и как им должны быть представлены разные грани общинной жизни. Поощряя их участие в курсах института, оно намеревается обеспечить, чтобы они изначально считали себя поборниками благородного усилия заново отстроить мир. Оно заботится о том, чтобы встречи, на которых отмечаются Праздники Девятнадцатого дня, проводятся ознаменование Святого дня и выборы бахаи, предоставляли возможности для упрочения высоких идеалов общины, усиления ее коллективного чувства приверженности и укрепления ее духовного характера. По мере значительного роста численности общины Собрание обдумывает, когда было бы целесообразным децентрализовать такие встречи, дабы содействовать более широкому участию в этих важных событиях.

Из послания Всемирного Дома Справедливости от 29 декабря 2015 г.

Рассмотрим, к примеру, Местное Духовное Собрание, способы его образования и роль отдельных лиц в его избрании. Избиратель голосует с пониманием, что он свободен выбирать без какого-либо вмешательства, тех, кого подсказывает ему его совесть, и он свободно принимает полномочность результата. В акте голосования человек подписывается на завет, посредством которого поддерживается порядок в обществе. Собрание несет ответственность за то, чтобы давать руководство, направлять и принимать решения по делам общины, а также имеет право на повиновение и поддержку со стороны членов общины. Отдельный человек несет ответственность за создание и поддержание Собрания посредством выборов, предоставления советов, моральной поддержки и материальной помощи; и он имеет право быть выслушанным им, получать его руководство и помощь и обжаловать любое решение Собрания, которое он сознательно считает несправедливым или наносящим ущерб интересам общины.

Но поглощенность механикой Администрации Бахаи, оторванной от живительного духа Дела, ведет к искажению, к бесплодной секуляризации, чуждой природе Администрации. Не менее важно для процедуры выборов — если продолжить пример — воссоздание той необычайной атмосферы молитвы и размышления, того исполненного спокойным достоинством процесса, лишенного выдвижения кандидатур и агитации, в котором свободу выбора человека ограничивает только его собственная совесть, к которой обращаются в глубине души, с таким отношением, которое побуждает к общению со Святым Духом. В этой сфере выборщик рассматривает результат как выражение воли Бога, а избранные несут ответственность в первую очередь перед этой волей, а не перед своими избирателями, проголосовавшими за него. Проведенные таким образом выборы отражают тот аспект органического единства внутренней и внешней реальности человеческой жизни, что необходим для построения зрелого общества в эту новую Эпоху. Ни в какой другой системе люди не пользуются такой широкой свободой в избирательном процессе.

Из послания Всемирного Дома Справедливости от 29 декабря 1988 г.

(предварительный перевод)

Призванные голосовать на выборах бахаи, верующие должны ясно осознавать, что они исполняют священную задачу, уникальную для нынешнего Законоцарствия. Им следует подходить к этой обязанности в молитвенном состоянии, прося божественного руководства и подтверждения свыше. Как советовал Шоги Эффенди, «они должны всецело обратиться к Богу и, очистив свои устремления, освободившись духом и освятив сердце, участвовать в выборах».


Всем сердцем приняв процедуру выборов бахаи, верующие будут день ото дня наблюдать все более разительный контраст между набирающими силу институтами Административного Порядка бахаи и вырождающимся социальным устройством окружающего мира. Благодаря этому углубляющемуся различию проявится обетованная слава Мирового Порядка Бахауллы ― того Устроения, которому суждено воплотить в жизнь высочайшие упования человечества.


Из послания Всемирного Дома Справедливости от 25 марта 2007 г.

Этот Пятилетний План должен засвидетельствовать развитие во всемирной общине бахаи отличительных черт бахаи, заложенных в ней Самим Бахауллой. Единство человечества — стержневой принцип Его Откровения; поэтому общины бахаи должны прославиться наглядным проявлением этого единства. В мире, который с каждым днем становится все более разделенным на фракции и групповые интересы, община бахаи должна отличаться согласием и гармонией своих взаимоотношений. Достижение совершеннолетия человечества должно предвещаться зрелым, ответственным пониманием человеческих проблем и мудрым управлением своими делами в тех же самых общинах бахаи. Практика и развитие таких характеристик бахаи — это обязанность как отдельных бахаи, так и административных институтов, однако величайшая возможность способствовать их росту предоставляется Местным Духовным Собраниям.

Созданный Богом институт Местного Духовного Собрания действует на начальных уровнях человеческого общества и служит основной административной единицей Мирового Порядка Бахауллы. Оно заботится об отдельных людях и семьях, которых оно должно постоянно поощрять к объединению в отличительное общество бахаи, одухотворенное и охраняемое законами, предписаниями и принципами Откровения Бахауллы. Оно защищает Дело Бога; оно действует как любящий пастырь паствы бахаи.

Укрепление и развитие Местных Духовных Собраний — жизненно важная задача Пятилетнего Плана. Успех в достижении даже этой одной цели значительно улучшит качество жизни бахаи, повысит способность Веры справляться с приходом в Веру отрядами, который случается даже сейчас, и, прежде всего, продемонстрирует солидарность и постоянно растущую отличительность общины бахаи, тем самым привлекая к Вере все больше и больше думающих душ и предлагая убежище обездоленным и несчастным миллионам людей духовно обанкротившегося, отживающего свой век текущего порядка.

«Сим Духовным Собраниям, — писал Абдул-Баха, — помогает Дух Божий. Защитник их — Абдул-Баха. Над ними простирает Он Свои крыла. Есть ли милость, превосходящая сию?» И еще: «Сии Духовные Собрания — сияющие светильники и небесные сады, из коих благоухание святости исходит на все края и светочи знания изливаются на все сотворенное. От них дух жизни струится повсюду. Они воистину суть могучие источники прогресса человека во все времена и при всяких обстоятельствах».

...Национальные Духовные Собрания призываются... совещаться с ними и помогать им прилагать значительные усилия для постепенного выполнения их [Местных Собраний] надлежащих функций и обязанностей в Мировом Порядке Бахауллы. Друзей призывают оказывать искреннюю поддержку и сотрудничество Местному Духовному Собранию, сначала голосуя за его членов, а затем энергично следуя его планам и программам, обращаясь к нему в трудные и сложные времена, молясь за его успех и наслаждаясь тем, что оно обретает влияние и честь. Эту великую награду, этот дар Божий в каждой общине нужно лелеять, пестовать, любить, помогать, слушаться и молиться за него.

Такая прочная, насыщенная и счастливая общинная жизнь, которая предполагается, когда Местные Духовные Собрания по-настоящему эффективны, обеспечит прочную внутреннюю основу, благодаря которой друзья смогут черпать мужество, силу и исполненную любви поддержку, чтобы нести Божественное Послание своим ближним и сообразовывать свою жизнь с его благожелательным правлением.

Из послания Всемирного Дома Справедливости к Нау-рузу 1974 г.

(предварительный перевод)