истории
О щедрости
Отрывок из книги д-ра Юнисcа Афрухти Воспоминания о девяти годах в Акке
(предварительный перевод)
Благотворительность, лишенная лицемерия

…Как-то раз Абдул-Баха говорил об освящении своего имущества и о наслаждении, когда мы щедро отдаем. Объясняя смысл стиха Благословенной Красоты «Отдавать и быть щедрым — присущие Мне свойства; благо тому, кто украшает себя Моими добродетелями», Он говорил с пылом, цитируя некоторые интересные моменты касательно жадности и скупости… Один из присутствовавших друзей сделал небольшой комментарий, в ответ Абдул-Баха рассказал следующую историю: «Однажды нищий араб рыдал и причитал в пустыне, ухаживая за своей умирающей собакой. Проходивший рядом человек спросил его о причине его скорби. Араб ответил: “Этот пес всегда был моим спутником; дома или в дороге он верно защищал меня от опасности, а сейчас он умирает от голода в этой бесплодной пустыне, и я не в состоянии спаси его жизнь”.

Прохожий, у которого было не так много провизии для своего путешествия, посочувствовал бедному арабу и, стремясь помочь ему, начал утешать его: “Нехорошо, если ты будешь проливать столько слез, стеная и вздыхая над умирающим животным”.

Араб стал громче рыдать: “Но это не просто животное, это тренированная собака, которая была моим постоянным спутником, сопровождая меня во всех моих путешествиях. Она верно и искусно служила и много раз спасала меня от угрожавшей моей жизни опасности”.

Короче говоря, он перечислил много исключительных качеств, описывающих его собаку. Эти выражения были столь трогательными, что прохожий сам возрыдал. Через час путешественник собрался уходить. Вставая, он оперся на сумку араба. Надавив на нее, он услышал хруст и спросил, что у него там. Араб ответил: “Это сухари для моего путешествия”.

“Почему ты не дашь немного хлеба своей умирающей собаке?” — спросил путешественник. Оскорбленный, араб уставился на него и воскликнул: “Я сказал, что люблю эту собаку, но не настолько, чтобы поделиться своим хлебом с ней!”»


Значение щедрости

…Абдул-Баха приводил в пример величайшие дары природы — солнце, луна, дождь небес и восхитительный ветерок, и выражал Свое пожелание, чтобы друзья учились у природы, даруя безграничную милость и ни при каких обстоятельствах не позволяя малейшему следу предвзятого отношения оказывать влияние на их суждение, никогда не думать о заслугах и пригодности; таким образом они могут стать знаками божественной щедрости.
Такими были принципы Учителя. И это можно было наблюдать в Его собственных поступках, когда Его собственная безграничная безвозмездная помощь не знала границ, даже учитывая условия и отсутствие материальных средств…

Сейчас необходимо осознать смысл щедрости. Во-первых, помощь бедным, забота о неимущих и общение и служение попрошайкам и нищим Акки по пятницам, что писано выше, не может, по моему мнению, служить признаками щедрости Абдул-Баха, ибо все это было Его милосердием и добротой к тем, кто нуждались в этих благословениях. Даже если Он отказывал в денежной помощи нескольким работоспособным людям, это также было показателем милости и расположения в надежде, что они образумятся, возьмут на себя обязанность работать и будут честно зарабатывать на жизнь.

Во-вторых, если в холодный дождливый день на улицах Акки Абдул-Баха отдавал свой аба [пальто] нуждающемуся человеку и возвращался домой только в каба, это также не стоило рассматривать как акт щедрости, но как добрый и сострадающий поступок в отношении бедного человека. Ларошфуко, французский писатель, говорит: «Зрелище невзгод неимущего стимулирует чувство сожаления и сострадания, и поэтому, когда кто-то отказывается от своего материального имущества, это умиротворяет эти чувства». Посему, такой поступок тоже не может рассматриваться как щедрость. Но тогда, что есть смысл щедрости?

По мнению сего слуги, истинная щедрость — величайшая божественная добродетель и совершенно не связана с чувствами удовлетворения и наслаждения, которые возникают, когда кто-то заботится о нуждах и потребностях людей. Положение щедрости Абдул-Баха — это само воплощение божественного стиха, явленного Красотой Абха в молитве: «От вздымающегося океана Твоей щедрости были явлены моря готовности и энтузиазма».