Административный порядок бахаи
Значимость Местного Духовного Собрания
Важный разговор о развивающемся институте Дела, предписанном Бахауллой
Национальное Духовное Собрание бахаи России приглашает друзей в общинах более систематично исследовать вопросы, связанные с созданием и развитием Местных Духовных Собраний. Для этого в Экспресс-бахаи будут публиковаться материалы и подборки цитат, связанные с их деятельностью. Мы начнем наш разговор со следующего размышления о предписании в Агдас , о духовных принципах Административного порядка бахаи и о роли индивидуальных членов Собрания:
Прежде всего, создание Духовного Собрания предписано Бахауллой в Китаб-и-Агдас: «Повелел Господь, дабы во всяком городе был устроен Дом Справедливости, где будут собираться советники по числу Бахá, а если количество их превысит его, сие не имеет значения. Они должны полагать, что вступают во Двор присутствия Бога, Достохвального, Всевышнего, и взирают на Того, Кто Незрим. Надлежит им быть доверенными Всемилостивого среди людей и считать себя хранителями, назначенными Богом для всех сущих на земле. Дóлжно им держать совет сообща и радеть о пользе слуг Божиих во имя Его, как радеют они о собственной пользе, и избирать достойное и подобающее. Так повелел вам Господь Бог ваш. Остерегайтесь же пренебречь тем, что прямо явлено в Его Скрижали. Бойтесь Бога, о постигающие!»
Уже в одной этой цитате показан высокий стандарт, которого призваны достичь бахаи, и для начала мы можем поискать ответы на следующие вопросы:
  1. служение в Духовном Собрании предполагает, что на его встречах мы находимся в присутствии Создателя. В таком случае, каким образом мы будем себя вести и что мы будем говорить?
  2. те, кто служит в Собрании, должны быть доверенными Всемилостивого. Благодаря чему члены Собрания могут стать доверенными Всемилостивого?
  3. они должны считать себя хранителями, назначенными Богом, для всех сущих на земле. Какими качествами нужно обладать, чтобы выполнять это повеление?
  4. они должны совещаться. Что следует делать членам Собрания, чтобы постоянно развивать умение и навык совещаться?
  5. они должны радеть о пользе слуг, как радеют о собственной пользе, и принимать достойные и подобающие решения. Что поможет членам Собрания узнавать о том, что пойдет на пользу членам общины и общества?
Безусловно, нам известно, что Новый мировой порядок Бахауллы отличается ото всего, что до сего момента существовало в обществе, поэтому нам необходимо глубоко понимать принципы, на которых основывается Административный порядок бахаи, а также ответственность, которая лежит на нас. По словам Адиба Тахирзаде в книге Доверенные Всемилостивого: «Духовные Собрания — это Божественные институты, установленные Бахауллой. Тем, кто служит в них, дарована бесценная благодать — возможность участвовать в возведении основ Божественного Миропорядка, который зарождается сейчас в недрах старого. Но эта высокая привилегия налагает на членов Собраний и величайшую ответственность, ибо от них зависит, создадут ли они, опираясь на духовные принципы Административного Порядка, крепкое, жизнеспособное Собрание — сплоченное, действенное, стоящее на прочном основании — или же вызовут к жизни полую, лишенную Духа оболочку, то есть структуру, хорошо организованную внешне, но несущую в себе напряженность, сомнения и разногласия».
Среди отличительных принципов Административного порядка, которые нам необходимо все глубже исследовать и раскрывать для себя, можно, в первую очередь, упомянуть святость выборов бахаи и совещание как способ коллективного исследования реальности.
Среди других принципов, которые отличают систему управления бахаи, можно отметить следующие:

  1. она основывается на законах, провозглашенных Бахауллой;
  2. она следует положениями Его Завета и принимает полномочия, данные Абдул-Баха и Шоги Эффенди, уполномоченным толкователям замысла Бахауллы, и Всемирного Дома Справедливости, института, призванного дополнять и применять Его законы;
  3. она устанавливает баланс между централизацией и децентрализацией;
  4. она использует демократические методы, применяемые при создании и поддержании институтов, которые не отвечают за свои действия перед теми, кто их избирает, но прислушиваются к их советам и рекомендациям;
  5. ей присущ дух административного порядка бахаи, включая отсутствие фракционности и партийности;
  6. в нее заложена гибкость, которую, например, Всемирный Дом Справедливости проявляет при принятии и отмене своих предписаний в соответствии с требованиями времени. Пример такой гибкости — введение понятия кластера, чтобы добиться большей децентрализации путем разделения страны на единицы, к которых легче отслеживать рост.
Что касается роли индивидуальных членов это института, Адиб Тахирзаде пишет: «Духовное Собрание — это не просто орган управления, состоящий из девяти членов, это Божественный институт, в составе которого человек становится проводником духовной силы. Нередко члены Духовного Собрания — это люди, совершенно непохожие друг на друга с точки зрения их социальной принадлежности, образования, духовного и интеллектуального уровня. За столом заседаний в Собрании могут встретиться старые и молодые, бедные и богатые, образованные и неграмотные, ветераны и новички. Несхожесть взглядов, культурных традиций, воспитания, которая могла бы стать помехой для взаимопонимания между членами любой светской организации, ослабив тем самым ее деятельность, становится источником благодати и силы Духовного Собрания, для которого не существенны различия ни в образовании, ни в уровне способностей и возможностей его членов — ибо это не может помешать тому, чтобы они, следуя принципам Административного Порядка Бахауллы, трудились сообща во имя создания гармоничного, одухотворенного любовью организма, в котором пульсировал бы Дух Дела — Его связующая сила».